человек-зритель (как и любая монада) (4elovek_zritel) wrote,
человек-зритель (как и любая монада)
4elovek_zritel

Category:

О беспредельной доброте Леонова, что победила бесчеловечность в пьесе… / / «Обыкновенное чудо»(1978)




«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_
«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978). Киностудия «Мосфильм».


«Обыкновенное чудо» Марка Захарова я, как и большинство родившихся в СССР, смотрел множество раз, часто с какого-то случайного места и до конца — эпоха классического советского телевиденья, она была такая.
Советская власть хотела воспитывать лучшее в человеке и потому сама определяла, что и когда смотреть — и, скорее всего, правильно делала…

Но не будем про политику, потому как вне зависимости от всего внешнего — просмотр фильма всегда был удачей и счастьем. Даже если удавалось увидеть только фрагмент — душа оттаивала от наледи повседневности и принимала в себя щемящие чувство жажды вечности…

И вот теперь посмотрел фильм после большого перерыва и уже вместе с со своими детьми. Смотрел полностью, на большом экране и не отрываясь. Радость, грусть, восторг и печаль испытал как и прежде…Но кое-что захотелось проговорить особо.



принцесса»]
Прекрасна в фильме точность передачи потрясений и надежд юности.

…Первое обнаружение юным существом себя обреченным на одиночество в таком, как оказалось, чужом мире…
…и первое осознанное проживания чувства близости Себя с Другим…

Через Принцессу мы видим горькое чудо одиночества — обрыв пуповины самоотождествленности с родителями и выпадение из колыбели уверенности в вечности быта/бытия — чудо одиночества как того, что открывает возможность осознания себя как отдельного Себя и, одновременно как того, что дарит возможность встречи с Другим.

Через Принцессу мы видим радостное чудо любви  — обретение надежды на неодиночество и проживание сверхценности мгновения вечности.

А еще через неё мы опознаем такой всегда неожиданно возможный взгляд юности на близких как вдруг чужих: «мир стал другим, а близкие остались теми же самыми»… и взгляд юности на себя как на причину всех действий и бед мира: «это я во всем виновата, я сказала не то...» etc.



волшебник»]
Прекрасен образ одиночества творца, даже если он погружен в любовь-заботу… когда любовь переживается, но одновременно и видится в ее целостности, т.е. завершенности, т.е. конечности...



король»]
Прекрасна мощь интерпретации Леонова-Захарова образа «короля-убийцы» — он не сатира на правящих извергов, в которых из человеческого лишь любовь к собственным детям, — все гораздо сильнее — король сам является безмерно добрым существом.
Чтобы спасти свою опаленную несовершенством мира душу — он решил оговорить себя, оболгать себя — всегда разыгрывать из себя «зло» — чтобы этим, как оберегом, отогнать от себя и своих близких настоящее зло.

И все близкие это знают. И придворные подыгрывают ему — они ужасаются его «страшным приговорам», которые никогда не были исполнены, и его «страшным рассказам», которые никогда не происходили на самом деле, чтобы чужаки не разрушили добрый мир их самого доброго короля на свете…

И лишь министр-администратор своей трусливой и эгоистичной душой не разглядел игры и начал ускорять разрушение мира этих прекрасных, наивных и беззащитных людей…

Ну а когда попытка короля заболтать зло мира ради своей дочери провалилась, когда он понял, что он не смог своими силами оградить свое дитя от этого мира, то он решил пойти до конца — до кажущегося ему логичным конца — до полного отрицания мира — до нежелания воспринимать его как существующий — до вычеркивания себя из противного ему мира  — что показалось ему таким логичным после того, как он увидел, как вычеркивает мир из себя, а себя из мира его дочь...

Министр-администратор — лишь мелкий агент неумолимого хода вещей мира сего… Обреченности человека на одиночество и смерть не может противостоять никакой оберег ни из каких слов и даже дел.

Обреченность на одиночество и смерть — превозмогается (или, если угодно, забывается) лишь обыкновенным, то есть изначально доступным всем, чудом любви. Любви, в которой человек выходит из своей клетки и живет другим как собой, в которой человек превосходит самого себя и тем самым только впервые и приближается к себе в полноте замысла о себе...



***


Почему образ Короля в исполнении Евгения Леонова в постановке Марка Захарова требует отдельного философского разговора?
А потому, что, явленная нам в фильме 1978 года «беспредельная доброта», отсутствует в пьесе Евгения Шварца.

У Евгения Шварца в пьесе другой финал был приготовлен и для Администратора, и для Короля — финал, не оставляющий шанса подарить им любовь, а значит не оставляющий шанса увидеть в каждом из них человека;
…даже Принцессе у Шварца отказано в финале в любви к Королю — она просто “не замечает” убийства своего отца… 


Вот, собственно, фрагмент пьесы:

Хозяйка. Так-то оно так, но уж лучше бы сделал ты что-нибудь полезное для влюбленных. Ну, например, превратил бы Администратора в крысу.

Хозяин. Сделай одолжение! (Взмахивает руками.)

Свист, дым, скрежет, писк.

Готово! Слышишь, как он злится и пищит в подполье? Еще что прикажешь?

Хозяйка. Хорошо бы и короля... подальше бы. Вот это был бы подарок. Избавиться от такого тестя!

Хозяин. Какой он тесть! Он...

Хозяйка. Посплетничай в праздник! Грех! Преврати, родной, короля в птичку. И не страшно, и вреда от него не будет.

Хозяин. Сделай одолжение! В какую?

Хозяйка. В колибри.

Хозяин. Не влезет.

Хозяйка. Ну тогда - в сороку.

Хозяин. Вот это другое дело. (Взмахивает руками.)

Сноп искр. Прозрачное облачко, тая, пролетает через сад.

Ха-ха-ха! Он и на это неспособен. Не превратился он в птицу, а растаял как облачко, будто его и не было.

Хозяйка. И это славно. Но что с детьми? Они и не глядят на нас. Дочка! Скажи нам хоть слово!

Принцесса. Здравствуйте! Я видела уже вас всех сегодня, но мне кажется, что это было так давно. Друзья мои, этот юноша - мой жених.

Медведь. Это правда, чистая правда!

Хозяин. Мы верим, верим. Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте - и вы будете так счастливы, что это просто чудо!

З а н а в е с.



«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_000.jpg




Кадры из фильма:
(развернуть)


«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_001.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_002.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_003.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_006.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_007.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_008.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_008--.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_008---.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_009 (2).jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_024-.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_025.jpg





«Обыкновенное чудо» (режиссер Марк Захаров, 1978)_030.jpg








Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ О тех, для кого чужая боль больнее…
// «Чучело» (Ролан Быков, 1983)
■ Советская возвышающая мечта…
// «Много шума из ничего» (Самсон Самсонов, 1973)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?...
// «Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество?... // «Золотой телёнок» (Михаил Швейцер, 1968)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
// «Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)






.

Вариант текста на Дзене.  Новые тексты публикуются на канале:«КиноКакПовод к (само)познанию». Подписывайтесь! Для тех, кто является завсегдатаем КиноПоиска — добавляйте во френды кинолюба a2tw )
Tags: =КиноКакПовод=, КиноВоспитание, КиноЭкзистенциальное
Subscribe

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag