человек-зритель (как и любая монада) (4elovek_zritel) wrote,
человек-зритель (как и любая монада)
4elovek_zritel

Category:

Почему побеждать монстров могут только человекообразные роботы?… / / «Тихоокеанский рубеж»(2013)



Арт-концепт к фильму «Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)
«Тихоокеанский рубеж» / «Pacific Rim»  (реж. Гильермо дель Торо, 2013, США): «в океанских глубинах открылся портал, откуда стали появляться гигантские чудовища— кайдзю; для сражения с ними были созданы гигантские роботы-егеря, каждый из которых управлялся двумя пилотами, объединенных нейронной связью; правительства начали возводить циклопическую стену… но чужеродное зло становилось все сильнее и сильнее; лишь несколько героев остались последней преградой перед уничтожением человечества…».



Что, что заставляет нас играть в куклы, монстров, солдатиков? Что в этом такого привлекательного? Почему мы в детстве часами, днями и годами жили с нашими игрушками душа в душу, любили, радовались и переживали за них, спали в обнимку с плюшевыми собачками, котятами и коровками, находили в них защиту и утешение, защищали их от других детей и хватили в гневе чужие игрушки, кидали их об пол, зная, что тем самым делаем больнее всего их хозяевам?...
Мы до самой глубины своего сердца привязывались к этим нелепым копиям из совершенно посторонних маленькому человеку миров — из скотного двора, армейской казармы, автомастерской или коммерчески-просчитанных бестиариев голливудских, боливудских, японских, китайских и т.д. корпораций.

Можно построить массу объяснительных теорий — что маленький человек на куклах/солдатиках учится, тренируется, примеривает социальные роли т.д. и т.п.; что он находит в них замещение травмирующим его отношениям с взрослыми/между взрослыми; что он познает себя и мир, заполняет скучное время и т.д., и т.п.
Все можно объяснить, но ведь на самом деле интересно не объяснение — интересно и важно — предельно важно и единственно по-настоящему ценно — иметь в себе сам этот опыт счастья погружения в игру — предельно важно и ценно — иметь возможность вернуться в этот рай детства — к полноте контакта с целой вселенной — вселенной, которая легко умещалась на прикроватном коврике, но от этого не становилась менее полной, удивительной, каждой раз новой и в которую так всегда хотелось затащить как можно больше дорогих тебе людей — маму, папу, брата, сестру, лучшего друга…

Удивительно как «нелепые» фильмы подобные «Тихоокеанскому рубежу» Гельермо дель Торо играют на наших самых заветных струнках из чуланчиков наших человеческих душ. Играют и спасибо им за это.
Быть талантливым — это и значит мочь вовлечь в свою игру в солдатики миллионы людей и поделиться с ними своей радостью. Дель Торо — талантлив.



* * *


Быть глупым — это не распознать чужую игру как игру и начать её критиковать за то, что она игра. Что она невзаправдашняя — что солдатики глупые, что не берут вон ту каменюку, которую надо называть тактической ядерной бомбой, и не бросают ею в монстров и т.д. и т.п.

Окей, окей — мальчики из соседних песочниц. Чтобы вам было легче — придумайте, что на самом деле каждый монстр попадает в наш мир в «защитном поле», действующем по принципу «неньютоновской жидкости» (чем быстрее происходит внешнее воздействие на взвешенные в жидкости макромолекулы связующего вещества, тем выше вязкость жидкости). Т.е. придумайте, что никакое оружие, основанное на воздействии телами, перемещающимися быстрее определенной скорости (или излучением), не причиняет монстрам особого вреда, если действует с расстояния, скажем, больше пары метров. Плюс без особых затрат энергии пройти через это поле могут только объекты соизмеримые с самими монстрами (этот «баг=фичу» оставили, чтобы монстры могли плотно взаимодействовать)… Вот вам и обоснование, почему бороться с монстрами могли только человекообразные роботы

Также можете придумать, что проект «стена» поначалу был эффективным, т.к. на стене размещались некие медленные или близкодействующие защитные орудия.
Также можете придумать, что человечество стало после шока первых нападений чересчур «расслабленным», т.к. нападения были редкими и с ними научились бороться без особого ущерба, а действие фильма разворачивается именно тогда, когда это стало не так, плюс произошла общая социально-политическая деградация на фоне хронической угрозы «конца мира»… И т.д. и т.п.

Быть глупым — это упрекать играющих в куклы, что они играют как все — что их куклы похожи на другие куклы из магазина и истории про них рассказываются все те же — про сражение с чудовищами, про спасение маленькой девочки, про задиристых и благородных солдат, про отца и сына, про него и неё…
Да, это такое чудо — наслаждаться как самым удивительным и невиданным тем, что миллионы раз уже было — любить свою розу/ своего плюшевого мишку, так, как будто на свете нет миллиардов других таких же роз/ мишек… Ужасаться опасности от монстров из чулана, так как будто это происходит с тобой с единственным на всем белом свете.


* * *


Дель Торо знает = помнит, что значит играть. Помнит как это бывает, как почти побежденный монстр — «а вот у него крылья» — взлетает и герой почти погибает — «а вот у него на самом деле есть меч» — но всегда, естественно, спасается…
Помнит, что «наши» не могут быть по-настоящему плохие; помнит, что всегда в последнюю минуту «самый-самый умный» что-то придумает и поможет «самому-самому смелому и сильному» спасти целый мир.
А еще дель Торо сумел не испачкать мир, в который нас приглашает, — не натоптал сам и не дал другим натоптать в любимой игре жестокостью и низостью. А поднял на свет — благородство, сопереживание, самоотверженность и чувство долга.

Хорош ли фильм? — Да, хорош. На «десятку»? — Нет.
Но, мальчик, выросший на трешевых фильмах категории «B», смог оставить свое сердце чистым и позвал в свою игру с облезлыми пластмассовыми игрушками так, как будто они сверкающие герои. Он сохранил надежду, что даже там, среди грязных диких колючек, растущих на мусорных свалках «коммерческого кино для бедных», может сохраниться человек. Хотя, конечно же лучше, ой как лучше, чтобы этого подвига и чуда не было — чтобы мусор не плодили: можешь не снимать кино — не снимай. Ведь сколько миллионов было испачкано душ и лишь один-два Гильермо дель Торо не понесли заразу пошлости и пустоты дальше…


* * *


Игра светом, фактурой, водой, воздухом, звуком, чистотой простоты актерских ходов — всё в плюс фильму… Эстетически перед нами мерцание между примитивизмом и масштабностью поп-арта, между вневременным уличным кукольным театром и синифильским изыском…

И такой чистый и удивительно сильный эмоциональный финал фильма — ощутить свою планету, свою Землю — как увиденную в первый раз. Обнять её широко раскрытыми глазами как новый мир.
Ощутить, что мир подарен нам для жизни и все наши беды — это пока только от нас. Всегда может случиться что-то, что сильнее человека и всего человечества, но слава Богу пока мы живем.
Если же мы не помним о хрупкости всего бытия — мы сами становимся монстрами — жадными, тупыми, производимыми на убой и на выгоду скрытых «бенефициаров» зла, которые всегда рядом и всегда пытаются прорваться в нашу и только нашу чистую игру.





Кадры и арт-концепты фильма :
(развернуть)
«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_0000.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_004-.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_005.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_006.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_007.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_008.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_009.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_009-.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_011.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_012.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_013.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_014.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_014-.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_015.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_015-.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_016.jpg





«Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», Гильермо дель Торо, 2013)_8985fdc6170b.jpg








Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Лучший тест на полноценный Искусственный Интеллект...
// «Короткое замыкание» (Джон Бэдэм, 1986)
■ Мюзикл эпохи «серебряного века» Голливуда
// «Baby Driver» (Эдгар Райт, 2017)
■ Декарт, Набоков, русский космизм, трудная проблема сознания и любовь... — философские ключи к фильму…
//«Бегущий по лезвию 2049» (Дени Вильнёв, 2017)

■ Лучший мир из возможных на Земле...
// «Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)
■ Восторг быть пришельцем…
// «Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)






.

Текст на Дзене.  Новые тексты публикуются на Яндекс.Дзен на канале:«КиноКакПовод к (само)познанию». Подписывайтесь! Завсегдатаи КиноПоиска — добавляйте во френды кинолюба a2tw )
Tags: =КиноКакПовод=, КиноВоспитание, КиноЭкзистенциальное
Subscribe

Posts from This Journal “КиноВоспитание” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments