а.эс. (человек-зритель (как и любая монада)) (4elovek_zritel) wrote,
а.эс. (человек-зритель (как и любая монада))
4elovek_zritel

Categories:

Обман и Правда человеческого существования… / / «Четыре ночи мечтателя» (Р.Брессон,1971)




000.jpg
«Четыре ночи мечтателя» / «Quatre nuits d'un reveur» (реж. и сц. Робер Брессон; по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»; 1971, Франция-Италия): «…молодой художник бесцельно бродит по ночному городу и спасает девушку, приготовившуюся броситься с моста…».




Гениальный Достоевский, гениальный Брессон. Гениальность художника — видеть каждого, видеть себя, видеть главное и мочь передать. Оставим за входом все около-слова — все контексты и искусствоведческие теории — войдем внутрь осколка времени — внутрь вечно повторяющейся истории — внутрь Обмана и Правды.


Мы существа, которые способны спокойно жить только благодаря обману.
« …Банальный инстинкт размножения маскируется в некое возвышенное чувство к ней/ к нему. Страх получить отказ и оказаться лузером в социальном взаимодействии маскируется в рассказы о несоизмеримости духовного мира художника с общественной пошлостью. Неспособность к регулярному волевому усилию в производительном труде маскируется в творческий кризис творческой личности. Ожидание более высокорангового самца с лучшими перспективами маскируется в верность и сохранение чести… »
Это и есть обман. Заявляемые с умным видом конструкции — “маскируется в ”/ “а на самом деле это”… — вот он обман. 
Главный успокаивающий обман современности. Что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.

Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть — и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали — то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
Ведь как же это можно жить так как мы живем — как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня — и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты.


Вот тут-то нам и помогают эти гаденькие “объяснения”: что все Высокое — это лишь “так называемое высокое”, лишь “симулякры”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
Так ведь удобнее — да? Несколько унизительно и неприятно, но удобно? Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет.

Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”.


* * *


…Девушка, идущая перед тобой, покачивая бедрами, притягивает тебя — выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
Не она и её бедра как двигающиеся физические/биологические нечто —  но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода — из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…

…Не одинокий молодой безработный, впервые шагнувший за пределы социального паровозика детство-школа-университет, где у него был минимум своего в определении траектории жизни, подвешен в безделье  как “лишний человек”; как пока еще не задействованная единица из “прослойки”, сформованная для обслуживания властьимущего класса, — а проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…

…Не половозрелый индивид ублажает себя магнитофонной записью собственных фантазий из-за отсутствия «контента для взрослых» — а Говорящий и Внимающий Человек сливается со Словом, которое есть присутствие Другого во всегда доступной полноте и, одновременно, Человек переживает чудо быть каждое мгновение в грёзах и быть не тождественным себе — быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого — быть с собой как с другим…

…Не болезненно нарастила половозрелая девица в своём воображении значимость своего “принца” за год ожидания; не рассказанная тысячи раз самой себе сказка о том другом, что приедет и сразу будет всё хорошо, лишила её возможности принять реального “претендента”, того, кто рядом, кто внимательнее и заботливее — а порыв Человека сохранить Чистоту первой Встречи и Спасения; порыв сохранить Надежду на Дружбу, невозможную и потому так безмерно ценную… заставил Её покинуть Его. Ведь без этого отталкивания как бы они могли бы не скатиться в быт и беспамятство совместного существования с обреченным забыванием «Почему они вместе»…

…Не гормональный морок заставил его гладить её колени и грудь, финализируя предыдущие цветастые словеса-приманки, — а вечный порыв стать из двух Одним — слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…


* * *


Странные слова родились после фильма... Кто поймет их? Кто рискнет оценить всю не пошлость больших букв, всю Правду ежемгновенной Вечности в нас.
Лишь безъязыкость осталась нам в эпоху бесконечного потока “объяснений” и “теорий” обо всем на свете. Спасаемся мы лишь короткой тишиной пеленающей темноты зрительного зала, уединенным обещанием единства душ, смотрящих в одну сторону…





P.S. [написанный много после]
Впрочем, можно ведь и примирить два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной – каузальный и взгляд горний – смыслдарящий. Примирить в самых общих словах-спасениях, что бросает нам-вечно-тонущим традиция философствования.
Ведь можно сказать, что “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, — “жизнь в грёзах” — это и есть наша суть. Грёзы — это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.
Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви — те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…
Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена — те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…

Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им. Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», — дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность — на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.
Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» — лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду. «Хоть в какой-то мере», а не всю — потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.





Кадры из фильма:
(развернуть)

001.jpg






003.jpg






004.jpg






005.jpg






006.jpg






007.jpg






008.jpg






009.jpg






010.jpg






011.jpg





012.jpg






013.jpg






000.jpg








Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Лицо – угрюмая маска, жизнь как у скота… — это и есть человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
// «Дорога» (Федерико Феллини, 1954)
■ Цель достигнута. И ?...
// «Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]

■ Сон жизни...
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?...
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Она ушла в него как в монастырь…
// «Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)

■ Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время… //«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)






.

Текст на Дзене.  Новые тексты публикуются на Яндекс.Дзен на канале:«КиноКакПовод к (само)познанию». Подписывайтесь! Для тех, кто является завсегдатаем КиноПоиска — добавляйте во френды кинолюба a2tw )
Tags: =КиноКакПовод=, КиноЭкзистенциальное
Subscribe

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag