человек-зритель (как и любая монада) (4elovek_zritel) wrote,
человек-зритель (как и любая монада)
4elovek_zritel

Categories:

Уродство зла. О верящих в Дьявола и не верящих в Бога… / / «Фауст» (А.Сокуров,2011)



«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)
«Фауст» (реж. Александр Сокуров; сц. Юрий Арбатов, на основе ранних легенд о докторе Фаусте и одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте; четвёртая часть “тетралогии власти” Александра Сокурова: «Молох»–«Телец»–«Солнце»–«Фауст»; 2011 год).




«Фауст» Александра Сокурова должен был быть снят. Он был нужен. Кто-то должен заново выставлять перед человеком факт отвратительности зла — безобразие Дьявола — Нечистого.

Человечество раз за разом утешает себя сказками о прекрасном мире — настолько прекрасном мире, что и зло в нем привлекательно, что Сатана и после падения — красив, бесы — не хуже любых других созданий; что, теряя себя в похоти — человек изящен, уходя и возвращаясь с войн — солдаты бравы, упиваясь на пирушках — студенты милы и забавны. Именно так — в больших и малых грехах мы представляем себя пусть нехорошими, но уж точно привлекательными, уж точно такими, на которых можно смотреть без отвращения.

Как прекрасны Иварс Калныньш и Николай Кочегаров в ролях Фауста и Мефистофеля в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера 1979 года.  Сколь много других привлекающих взгляд картинок нарисовал себе человек, представляя Дьявола, бесов, злодеев, падших экс-добродетельных граждан; сколь неординарны и масштабны их плохие деяния, как особенно зло.
Только нет, не было и не будет ничего этого на самом деле — а будет мерзость. Если не на первом, то на втором шаге. Будет и была картинка «Фауста» Сокурова.


. . .


«Он был дьявольски красив», «она была дьявольски обольстительна» —стандартные фразы, расхожие штампы, в своей затертости выкинутые из оборота приличного общества еще сотню лет назад, но замененные на множество других подобных, так же, как написано/снято несчетное множество книг/фильмов, где в красоту прячется оправдание падения героя.

Но никакой красоты, что обручает человека со злом нет. А есть изначальная пустота в его душе и желание конечного существа заполучить в себя всё больше и больше, что заливает его глаза отравой неконтролируемой похоти.
И тогда похоть начинает смотреть на мир вместо человека и видеть только желанное, и не замечать ничего из того, что есть, ничего из мешающего… и вот она — «цель»; вот то, ради чего — можно «пойти на всё», «отдать всё»; вот оно — «прекрасное» во плоти.


«Похоть» — слово, что почти ушло из оборота людей, осталось только в старых книгах. Если и вспоминают его, то как приправу к описанию сексуального влечения. Но похоть может цеплять человека ко всему: к еде, к социальному статусу, к власти… Когда похоть — взгляд человека искажается — он исходит «слюной», его существо толкает только к одному, он видит то, чего нет — в половых органах, в подвергнутых тепловой обработке продуктах питания, в дежурных фразах приветствия, в подневольном исполнении бессмысленных приказов — он видит свой рай земной: прекрасное, завораживающее, обещающее счастье — он видит выход из своего сейчас так невыносимого состояния — он видит исполнение предназначения — он видит «Смысл».
Он очень хочет думать, что это «смысл» — ведь в этот момент его жизнь в бессмысленности им забылась. Почти забылась — где-то там в глубине он конечно на миг припомнит, что всё это чушь, что никакой это не Смысл, а так — утешение, заслонка от пустоты, но его тянет и он рад, что тянет — рад, что не он уже решает, а похоть — что он может избавиться от себя, может согласиться на то, чтобы стать тем, кого ведут, пусть даже жертвой — лишь бы снять с себя бремя своего существования — бремя свободы, бремя долга — неизвестно для него какого и неизвестно для него перед кем…
А когда он остывает в, всегда так неуловимо кратком, «удовлетворении» похоти, когда мы со стороны взглянем на всё это — как же мелко, банально, пошло то, к чему так он рвался, то, ради чего он забыл, предал себя. И как нестерпимо отвратительно, если в похоти он убивал не только себя, но и близких-других…

Толпы похотливых особей. Потерявших себя. Кружащих в бессмысленных водоворотах себе подобных. Толкающихся в ненужных никому проходах из ничего в никуда. Дышащих в затылок друг другу в очереди за ничем. Разжигающих похоть друг друга соучастием в тошных им самих делах.
Толпы всегда голодных людей. Лишь по виду приличных. Привычно одетых в так хорошо маскирующее их безобразие одежды.

Человечество научилось всегда маскироваться и делать минимально-полезное чтобы воспроизводить себя. Даже когда времена торжества зла длятся год за годом, когда столетия лишь горстки людей помнят о Добре и Правде. Горстки людей и дети.
Юные души — те, что так притягательны в своей истинной красоте. А потому зло как можно быстрее пытается взять их в оборот — в безумной попытке получить их силу, заполнить свою пустоту, убрать их с глаз.
Потому как зло — оно не метафизичное нечто, оно всего лишь люди, всего лишь конечные существа, которые тянут в себя, которым так тошно от своей ущербности, которым так тошно, что есть кто-то, кто щедр, кто дарит себя и в этом дарении счастлив.


. . .


Дьявол, Сатана, Мефистофель, …, черти и бесы — имена для тех, кого нет. Приделанные человеческие головы к ущербности человеческого существования, в мире, который человек пытается построить только из себя — из своей ограниченности, из своих уже испорченных внутренностей — из своей похоти, злобы, лени…

Мусор, который человек делает и несет в залог «дьяволу», принимается им с радостью. Потому как, что может быть лучше, чем многажды полученная выгода из одного и того же — человек потратил свою жизнь на мусор и в замен тоже хочет получить мусор, чтобы потом опять стараться и делать мусор, пытаясь вернуть назад потерянное.
Ах как смешна натура человеческая — то, что было у человека, чем он уже обладал — он будет ценить всё больше и больше, стоит только этого лишиться — ведь он вдруг ощущает, что лишился «части себя», а то, что эта часть — мусор, и что уж точно этот мусор к нему, в его естестве, не имеет никакого отношения — это так легко не увидеть… ведь похоть обладания очень сильна и способна разгораться всё сильнее и сильнее.

Богатства «дьявола» — обрывки, осколки, остатки, части — порванное, сломанное, исковерканное, искалеченное, испачканное, протухшее, воняющее — всё, в чем уже нет целостности, гармонии, красоты, закона, смысла, слова — Логоса.
Богатства «дьявола» — это и есть тело его, всегда всё выворачивающее наизнанку, всегда бесплодное — но что наращивается год от года, что наращивают люди, отдавая ему себя.
«Дьявол» всегда посюсторонен, он всегда в мире, он всегда немощен — и только человек, влекомый легкостью лжи делает его для себя всемогущим, ставит его над собой, боясь, что без этого он не получит того, что хочет здесь и сейчас —ведь человек в глубине души всегда знает, что хотеть «здесь и сейчас» — всегда ущербно, всегда обречено.



P.S.
Разгадка древнего вопроса: «как можно верить в Дьявола и не верить в Бога?» — очень проста.
«Дьявол» тварен, как и мир наш — они оба конечны и ограничены. «Дьявол» очень легко встраивается в любые посюсторонние  “объяснения”, “желания”, “страхи”. Он очень легко встраивается в наш мир. Человеку, чтобы посадить его князем в своей душе не нужно ничего Сверх — нужно всего лишь размножить то, что есть — зациклить или продлить в линейную “бесконечность” возрастающую похоть — бежать “за” или “от” уже пережитого. «Дьявол» — претензия конечного вобрать в себя всё другое конечное; утвердить-сохранить себя и только себя за счет всего и всех других, что тождественно и разрушению всего во-вне, и неизбывному страданию неудовлетворенности внутри.
«Дьявол» — крутящееся в одном и том же время («Остановись мгновение…»), делающее вид, что оно и есть вечность; делающее вид, что Вечности не существует…





Кадры из фильма:
(развернуть)
«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0002.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0003.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0004-2.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0004-3.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0005-1.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0005-2.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0006.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0006-0.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0006-1.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0006-2.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0006-3.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0007-1.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0007-2.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0008.jpg





«Фауст» (реж. Александр Сокуров,2011)_0009.jpg








Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Пандемия. Европа. Чума. XIV век… Игра со смертью.
//«Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Ноша зла для доброго сердца…
// «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ Убей чужака, или Почему за океаном не появилась Русь…
// «Вальгалла – сага о викинге» (Николас Виндинг Рефн, 2009)
■ Цель достигнута. И ?...
// «Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]
■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь — он оценивает каков ребенок на вкус? //«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Лицо – маска, жизнь как у скота… – это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
// «Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Жизнь на берегу у Ничто…
// «Манчестер у моря» (Кеннет Лонерган, 2016)






.

Текст на Дзене.  Новые тексты публикуются на Яндекс.Дзен на канале:«КиноКакПовод к (само)познанию». Подписывайтесь! Для тех, кто является завсегдатаем КиноПоиска — добавляйте во френды кинолюба a2tw )
Tags: #любимыйфильм, =КиноКакПовод=, КиноЭкзистенциальное
Subscribe

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “КиноЭкзистенциальное” Tag